Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 397
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 356
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 376
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 380
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1163
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1360
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12659
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания «МБУ Волоколамский БЦ» предлагает вниманию читателей беседу, посвященную Теодору Драйзеру – американскому писателю и общественному деятелю, которому 27 августа исполняется 150 лет со дня рождения.


Теодор Драйзер: жизнь и творчество


Теодор Драйзер давно занял почетное место среди классиков мировой литературы. Его произведения, затрагивающие острые социальные проблемы, пользовались огромным успехом у читателей во всем мире и до сих пор вызывают самый живой интерес. Его романы, новеллы, очерки, драматические произведения по праву относятся к лучшим образцам реалистической литературы. Исследователи творчества единодушно отмечают – трудно найти другого писателя, которому на протяжении всей жизни и даже после смерти пришлось бы преодолевать столь яростное противодействие со стороны буржуазной Америки, какое выпало на долю Драйзера. Шервуд Андерсон писал: «Ноги Теодора протаптывают дорогу, тяжелые грубые ноги. Он продирается сквозь чащу лжи, прокладывая путь вперед». И в самом деле, путь этот был предельно тернистым уже в своем начале.
Годы детства
Родители Драйзера – Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер, немец, эмигрировавший в США в 1844 году) и Сара Шёнёб (эмигрировала из Чешской Моравии) были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и в конце концов обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана). Теодор Драйзер родился 27 августа 1871 года в Терре-Хот, став девятым ребенком в семье. 

Теодор Драйзер: жизнь и творчество

Драйзеры перебивались благодаря заработкам матери, которая обстирывала соседей и убирала их дома. Теодор вместе с другими детьми с раннего детства помогал матери, разнося бельё заказчикам и собирая куски угля, выпавшие из вагонов, чтобы обогреть свой дом. Голод, холод и лишения были постоянными спутниками семьи. В автобиографической книге «Заря» Драйзер писал о своем детстве: «В моей памяти встают долгие, мрачные, серые холодные дни. Скудная пища – одна жареная картошка, иногда каша. Ребенком я часто голодал…».
Отрочество и юность
В 16-летнем возрасте Теодор окончил муниципальную школу, где он всерьёз заинтересовался литературой, запоем читая всё, что мог раздобыть в местной библиотеке. В поисках заработка юноша отправляется в Чикаго, перебрав множество профессий за два года полуголодного существования. Он работал в ресторане, выполняя обязанности разносчика, мойщика посуды и уборщика.
1889 г. дал Теодору возможность немного повысить уровень образования: в течение года он обучался в Индианском университете. Это стало возможным благодаря его бывшей учительнице М. Филдинг, которая смогла оплатить один курс обучения. Несмотря на успешно сданные экзамены, Теодор вынужден прервать учёбу из-за отсутствия средств на её дальнейшую оплату. В течение следующих двух лет он работает клерком, возчиком прачечной, сборщиком взносов.
Тесный контакт с людьми, принадлежащими к самым разным социальным прослойкам американского общества, обогатил представления будущего прозаика о характере взаимоотношений между людьми и стал источником множества сюжетных линий в будущих произведениях.
Журналистика и литературная деятельность
С 1892 по 1894 г. Драйзер пробует себя в качестве репортёра ряда газет Чикаго, Питтсбурга, Сент-Луиса и Толедо. В 1894 году переезжает в Нью-Йорк и работает редактором в музыкальном журнале «Every Month», который организовал брат Поль Дрессер. 

Теодор Драйзер: жизнь и творчество


В 1897 году покидает журнал. Публикует очерки и рассказы на страницах «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».
Как романист Драйзер дебютировал в 1900 г., когда был опубликован его первый роман «Сестра Керри» – история девушки из рабочей семьи, ставшей знаменитой актрисой. 

Теодор Драйзер: жизнь и творчество


Без предрассудков и обычного в то время пуританизма Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов. Этот роман знаменателен тем, что в нём писатель чётко обозначил основную тематику всех своих будущих произведений. Основной пафос романов Драйзера сосредоточен на протесте против лживых идеалов современного ему американского общества, калечащего судьбы простых людей. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно как «безнравственное» произведение. Беспощадная критика реалий американского образа жизни, которой пронизана каждая страница романа «Сестра Керри», стала причиной запрета на реализацию всего тиража книги. Произведение увидело свет лишь четыре года спустя благодаря английскому изданию. Американский читатель смог познакомиться с ним лишь через семь лет после написания.
В 1911 г. писатель опубликовал роман «Дженни Герхардт», где снова обратился к судьбе девушки из народа.

Теодор Драйзер: жизнь и творчество

Роман повествует о нравственной коллизии, в которой оказался один из главных героев романа Лестер Кейн, отказавшийся от любви к Дженни из-за угрозы лишиться отцовских миллионов. Моральное превосходство девушки из рабочей среды резко контрастирует с безнравственностью представителей американской буржуазии. Американская пресса обошла выход романа молчанием.
Важнейшей вехой в биографии писателя стала работа над монументальной трилогией «Трилогия желания», в которую вошли романы «Финансист», «Титан» и «Стоик».

Теодор Драйзер: жизнь и творчество


Широкомасштабное полотно, которому Драйзер отдал несколько лет своей жизни, является объективным описанием истории становления американской нации, начиная от момента зарождения влиятельных синдикатов, монополий и финансовых магнатов. Главный герой трилогии Фрэнк Каупервуд вобрал в себя типичные черты преуспевающего американца, готового добиться цели любыми средствами. Как отмечает один из критиков, когда читаешь романы Драйзера, поневоле размышляешь о нынешней ситуации в России – та же эпоха капитализации жизни, то же отвратительное стремление к наживе любым способом.
В 1915 г. был написан роман «Гений», который Драйзер считает своим лучшим произведением.

Теодор Драйзер: жизнь и творчество

Писатель посвятил роман проблеме вырождения буржуазного искусства. Тема романа – власть денег и чувственности над искусством. Герой романа – художник Витла, цель существования которого сводится только к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности. После публикации романа «Гений» в 1916 г. нападки консервативной критики на писателя особенно усилились. По настоянию «Общества уничтожения порока» суд запретил распространение романа, и лишь позднее этот запрет был снят.
Беспощадным приговором социальному устройству американского общества стал роман «Американская трагедия», изданный в 1925 г.

Теодор Драйзер: жизнь и творчество

В романе Драйзер выводит среднего американского юношу Гриффитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного. Сущность трагедии Гриффитса, кончающего свою жизнь на электрическом стуле, – его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Гриффитс – жертва американского псевдодемократизма. Как и во всех своих романах, Драйзер в «Американской трагедии» даёт широкую картину нравов и быта изображаемой им среды. Роман считается одним из самых успешных произведений писателя. Сразу после выхода он получил хорошие отзывы критики.
В мае 1931 года вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.
Помимо романов Теодор Драйзер также выпустил несколько сборников рассказов и публицистических эссе. В 1930 г. кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе, но большинством голосов премию присудили писателю Синклеру Льюису.
По мнению исследователей творчества писателя, Драйзер – художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство – это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности, цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая особой природы его суховатого, безжалостного, режущего глаз натурализма, не смакующего, но и не скрывающего неприглядных деталей бытия.
Личная жизнь
В 1898 году Теодор Драйзер женился на Саре Уайт, с которой познакомился в 1893 году.

Теодор Драйзер: жизнь и творчество

Тогда молодому репортеру сент-луисской газеты «Репаблик» Теодору Драйзеру поручили сопровождать победительниц конкурса «Лучший учитель» на Чикагскую всемирную выставку. Среди призерш была и его будущая супруга. Пара разошлась через одиннадцать лет. В 1919 году у Драйзера начался роман с 25-летней кузиной Хелен Ричардсон.

Теодор Драйзер: жизнь и творчество

Они «проверяли» чувства вплоть до 1944 года, после чего все же решили сыграть свадьбу.
Общественная деятельность
Драйзер был не только писателем, но и заметным общественным деятелем. Он часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США.

Теодор Драйзер: жизнь и творчество

В 1927 году Драйзер посетил СССР, где принял участие в праздновании десятой годовщины октябрьской революции. Он побывал в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Баку, Тбилиси и других советских городах, встречался с Маяковским, Эйзенштейном, Мейерхольдом, Таировым и Станиславским. После поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию» (1928) и вошедшую в сборник «Галерея женщин» (1929) повесть «Эрнита», где впервые в американской литературе выведен герой-коммунист как положительный образ.

Теодор Драйзер: жизнь и творчество

В 1932 году стал членом всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого входили многие писатели и ученые в том числе Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн. В 1938 году его делегировали на антивоенную конференцию в Париже, открытую в связи с бомбардировками испанских городов. Драйзер посетил несколько европейских стран, в США ему удалось добиться встречи с Рузвельтом и организовать поставки продовольствия в Испанию.
В 1933 году был внесен в список авторов книг, сжигавшихся в нацистской Германии.
В июле 1945 г. Драйзер вступил в Коммунистическую партию США.
Умер писатель 28 декабря 1945 г. в пригороде Лос-Анджелеса Голливуде на 75-м году жизни.

Теодор Драйзер: жизнь и творчество

Как писал после смерти Теодора Драйзера публицист и критик Генри Менкен, писатель «был великим художником и ни один другой американец его поколения не оставил такого прекрасного и крепкого следа в нашей истории». По мнению Менкена, литератор являлся «человеком с большой буквы, обладал оригинальностью, непоколебимой храбростью и глубокой чувственностью».

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]