Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 333
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 292
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 310
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 308
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1089
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1286
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12528
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Королевский музей изящных искусств в Брюсселе

Можно считать, что Королевский музей изящных искусств в Брюсселе обязан своим возникновением культурной политике Французской республики, в 1799 году декретом объявившей о создании коллекций в 15 столицах своих департаментов. Правда, ещё в 1794 году наполеоновские войска вели разграбление музеев и вывозили полотна в Париж, обогащая залы Лувра. Оставшиеся произведения искусства послужили основой учреждения в 1801 году Наполеоном Бонапартом музея, открывшего свои двери для публики двумя годами позже.

Борьбу за возвращение бесценного национального достояния возглавил первый хранитель Музея в Брюсселе Гильом Жак – Жозеф Босхарт (1737- 1815 гг.). Он руководил Академией живописи, скульптуры и архитектуры и мечтал о создании при ней картинной галереи. По его предложению Музей занял так называемый дворец Старого двора. С упорством и энергией Босхарт разыскивал ценные произведения искусства среди церковного имущества, много покупал у частных владельцев. Рискуя своим положением и наживая себе врагов в правящих кругах, он проявил колоссальную настойчивость в переговорах о возвращении картин из Франции, сам ездил в Париж, забрасывал письмами Наполеона, и в конце концов его усилия увенчались успехом. В 1801 году в Брюссель было возвращено несколько картин Рубенса: «Поклонение волхвов», «Святой Франциск Ксаверий», «Коронование Богоматери», «Смерть святого Ливина». В итоге из Франции было получено более 100 полотен.

Дело Босхарта продолжили его ученики, среди приобретений которых следует отметить шедевры «Аллегория плодородия» (1827) Якоба Йорданса, «Оплакивание Христа» (1844) Петруса Кристуса, «Битва восставших ангелов» (1846) Питера Брейгеля Старшего.

Петрус Кристус «Оплакивание Христа»
Петрус Кристус «Оплакивание Христа»

Рубенс «Поклонение волхвов»
Рубенс «Поклонение волхвов»

В 1811 году брюссельский музей перешёл в собственность города. С возникновением при короле Вильгельме 1 Объединённого Королевства Нидерландов его фонды значительно расширились. В 1835 году король Леопольд 1 принял решение о создании в Брюсселе Национальног музея бельгийских художников. Семь лет спустя городская коллекция была объединена с государственным художественным собранием и в 1846 году получила название Королевский музей живописи и скульптуры Бельгии, ныне – Королевский музей изящных искусств.

К 1882 году в Музее было собрано 520 произведений, которые с трудом размещались во дворце Старого двора. Вскоре было принято решение о разделении коллекций, переводе старой живописи, а так же скульптуры во Дворец изящных искусств, предназначенный для выставок, концертов, конкурсов. Здание выстроено в стиле классицизма по проекту архитектора Альфонса Балав 1875-1885 г.г. Открытие нового музейного пространства состоялось 26 мая 1887 года.

Собрание картин 19 века осталось на прежнем месте, во дворце Габсбургов. Главный фасад выделяется портиком с четырьмя колоннами из шотландского гранита, его венчают четыре аллегорические женские скульптуры. Здание располагает большим внутренним пространством, но при этом относительно небольшой экспозиционной площадью. Чтобы решить проблему, пришлось построить специальные перегородки из щитов, на которых и разместили картины малого формата.

Огромную роль в расширении функций Музея в Брюсселе сыграл известный бельгийский искусствовед Фиренс-Геварт, назначенный в 1919 году его директором. Он принял самое активное участие в создании публичной библиотеки, каталогов, отдела документации, фотоархива. Его дело продолжил другой крупный учёный, специалист по искусству Фландрии 17 века Лео ван Пойвельде, которому принадлежала идея новой экспозиции музея. Её основной принцип – наиболее выигрышное размещение шедевров, менее интересные произведения были отправлены в хранилище. Он также провёл крупные реставрационные работы по расчистке потемневшег лака на картинах и снятию позднейших поправок, что вызвало бурю протеста и волнений. Однако реставрация была проведена на высоком научном уровне, в результате заново открылось живописное богатство многих шедевров. Лео ван Пойвельде организовал в стенах Музея крупные выставки, на основе которых им были написаны фундаментальные научные труды о Рубенсе, Ван Дейке, Йордансе.

Сегодня музей состоит из двух больших коллекций, которые находятся в разных зданиях – старого искусства (15-18 веков) и искусства 19-20 веков. Начать знакомство с музеем следует с с полотен старых мастеров, 1200 экспонатов включают главным образом блестящую коллекцию творений фламандцев 15-17 веков. Такая известная работа Яна Мемлинга, как «Мученичество святого Себастьяна», сделала бы честь любому музею мира. Прекрасно представлен Питер Брейгель Старший с его «Поклонением волхвов» и «Зимним пейзажем с конькобежцами и ловушкой для птиц».

Для тех, кто любит Рубенса, Ван дер Вейдена, Йорданса и Ван Дейка, посещение музея просто необходимо. Произведений голландцев относительно меньше, но портреты Халса и Рембрандта стоят того чтобы их увидеть.

Рембрандт «Ночной дозор»
Рембрандт «Ночной дозор»

«Возвращение блудного сына»
«Возвращение блудного сына»

Но приходя в Королевский музей искусств, нельзя забывать, что есть ещё искусство 19 и 20 веков. Когда видишь такие работы, как «Смерть Марата» кисти Давида, или «Нежность сфинкса»Фернана Кнопфа, понимаешь, что посетил музей не зря. Любители французской живописи получат немалое удовольствие от полотен Энгра, Курбе, Гогена, Ван Гога,Сёра, Синьяка.

Ван Гог «Подсолнухи»
Ван Гог «Подсолнухи»

Однако одним из самых востребованных полотен здесь является «Искушение святого Антония» Сальвадора Дали.

Но и это ещё не всё. В пригороде Брюсселя, Икселе, находятся два музея, также входящие в состав Королевских: музей художника 19 века Антуана Вирца (открылся для публики в 1868 году), и музей прославленного скульптора Константина Менье (он был включен в состав Королевских музеев в 1978 году).

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]