Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 330
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 290
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 309
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 306
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1088
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1286
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12524
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пушкинский музей

Пушкинский музей – так коротко называют Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, расположившийся в самом центре столицы, на улице Волхонка. Его называют самым академичным музеем Москвы, ведь он располагает уникальной коллекцией скульптурных слепков, копий и подлинников, по которым можно изучать всю историю мировой культуры. Великолепно исполненные музейные экспонаты-копии, от портика Парфенона и статуи Венеры Милосской до портала готического собора и конных монументов, выполнены в натуральную величину, что дает возможность детально ознакомиться с шедевральными работами великих ваятелей.

В Пушкинском музее разместилась одна из лучших в России коллекций зарубежной живописи. Наиболее ранние ее экспонаты представлены византийской мозаикой и иконами. Начальный этап развития западноевропейского изобразительного искусства отражен в работах итальянских примитивистов, а его расцвет демонстрируют полотна гениев эпох Возрождения и Просвещения. Музей знаменит и своей коллекцией работ импрессионистов и постимпрессионистов. Музейная коллекция включает в себя также египетские древности, памятники культуры Востока, графические картины западноевропейских и русских мастеров, предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматики и археологические экспонаты. В Пушкинском музее периодически «гостят» уникальные экспонаты из собраний других музеев, в том числе всемирно известных. Постоянно действующая экспозиция музея разместилась в нескольких зданиях, три из которых находятся на Волхонке: Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки, Отдел личных коллекций. В структуру музейного комплекса входят Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева на улице Чаянова, Центр эстетического воспитания, разместившийся в Колымажном переулке, мемориальная квартира Святослава Рихтера на Большой Бронной улице.

Свою историю Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ведет с 17 (29) августа 1898 года, когда в Москве, неподалеку от храма Христа Спасителя, на Волхонке, был заложен Музей изящных искусств им. императора Александра III. Идея создания в Москве художественно-образовательного общественного музея витала в просвещенных аристократических кругах еще с середины XIX столетия. Но воплотить ее в жизнь удалось лишь в конце века, благодаря подвижничеству государственного деятеля, ученого-историка, искусствоведа, Ивана Владимировича Цветаева. Его дочь, поэтесса Марина Цветаева, в своих автобиографических эссе живо описала, какое значение имело создание музея в жизни всей семьи Цветаевых.

Возведение здания Музея изящных искусств было поручено молодому московскому архитектору Роману Ивановичу Клейну, выигравшему конкурс, условия для которого разработал Цветаев. На период сооружения музейного здания при Московском университете был учрежден Комитет по его будущему обустройству. Председателем Комитета стал великий князь Сергей Александрович, стараниями которого на возведение музея из казны государства выделили 200 тысяч рублей. Заместителем председателя выбрали Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, промышленника, миллионера и мецената, потратившего на строительные работы и создание музейных фондов около 2 млн рублей. Работу секретаря комитета и фактически организатора всех работ выполнял Иван Цветаев.

Коллекционный фонд будущего Пушкинского музея формировался на базе Кабинета изящных наук и древностей, находящегося в ведении Московского университета и располагавшего небольшим собранием гипсовых оттисков с античных скульптур. С 1889 года, когда Кабинет возглавил Цветаев, его фонды начали прирастать новыми поступлениями – копиями греческих, римских, египетских изваяний, которые создавались в крупнейших мастерских Европы по снятым с оригинальных творений слепкам. Для будущего музея искусные специалисты создавали копии и целых скульптурных композиций виртуозных творцов Средних веков, эпохи Ренессанса, отображавшие оригиналы в их истинном масштабе. Собрание скульптур пополняли и подлинные шедевры, которые жертвовали царственные особы, аристократы, промышленники и представители интеллигенции. К своему открытию музей располагал коллекцией древнеегипетских памятников, работами итальянских живописцев XII-XIV веков, подлинными итальянскими скульптурами XVI-XVII веков.

В мае 1912 года, спустя 14 лет с момента закладки, состоялось церемониальное открытие Музея изящных искусств. Это событие сопровождало выступление оркестра, исполнившего помпезную кантату, написанную специально для этого действа. Должность директора музея занял Иван Цветаев. В 1923 году, после реорганизации музейной сети страны, музей приобрел статус Государственного. В его стенах разместилось собрание живописи западных мастеров, ранее принадлежавшее ликвидированному Румянцевскому музею. Вскоре оно пополнилось картинами из коллекций С. М. Третьякова, Г. А. Брокара, Д. И. Щукина, князей Юсуповых. Бесценные произведения живописи поступили из Государственного Эрмитажа.

В 1932 году Музей изящных искусств переименовали в Музей изобразительных искусств, а спустя пять лет ему присвоили имя А. С. Пушкина. Крупными поступлениями ознаменовался 1948 год: картинная галерея Пушкинского музея пополнилась почти тремя сотнями работ известнейших художников-импрессионистов.

В 1985 г. рядом с Главным музейным зданием в специально отреставрированном особняке открылся Музей частных коллекций. В 2005 году он был перенесен в близлежащее здание, а на его месте разместилась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Главное здание Пушкинского музея, напоминающее античный храм, украшает колоннада, являющаяся увеличенной копией ионического портика храма Эрехтейон, одного из главных святилищ Афин, расположенного на Акрополе. Фасад украшен белым морозоустойчивым мрамором, доставленным с Урала, а при оформлении парадного входа использовался редкий цветной мрамор.

В залах нижнего этажа Главного здания демонстрируются коллекции произведений искусства Древнего Египта, античной эпохи, Средневековья и Ренессанса.

Более восьми сотен экспонатов, разместившихся в зале искусства Древнего Египта, оформленного в стилистике древнеегипетского храма, представляют все периоды истории развития этой цивилизации, начиная с IV тысячелетия до н. э. до IV столетия до н. э. Богатая экспозиция представлена каменными саркофагами, статуями, предметами быта и погребального культа египтян, мумиями людей и животных, папирусами, сосудами и украшениями, амулетами. Эта коллекция – одно из первых приобретений музея. Она была выкуплена в 1909 году у петербургского востоковеда В. С. Голенищева, располагавшего богатой коллекцией подлинников египетских древностей.

В зале, где демонстрируются образчики искусства Древнего Ближнего Востока, можно увидеть копии барельефов, украшавших дворцы ассирийских царей. По мотивам росписи царских чертогов оформлен и сам зал, при входе в который расположились гигантские изваяния крылатых быков и львов с человеческими головами. Скульптуры являются копиями, оригиналы находятся в Лувре и Британском музее. Предметом гордости коллекции этого зала являются клинописные таблички, на которых запечатлена трехтысячелетняя история Древней Месопотамии. Искусство Древней Парфии представлено ритуальными сосудами, выточенными из слоновьего бивня, искусство Ирана – рельефом с изображением головы персидского лучника и халцедоновыми печатками – великолепными образчиками глиптики (искусства резьбы на цветных и драгоценных камнях).

На первом этаже Главного здания Пушкинского музея расположен и зал, где демонстрируется знаменитая коллекция, которую часто называют «Золото Трои» либо «Сокровище Приама». Она включает 259 артефактов, найденных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в конце XIX века. Среди экспонатов коллекции – золотые и серебряные сосуды, великолепные золотые диадемы, серьги, кольца, бусы, браслеты. Интерес представляют и ритуальные топоры-молоты, один из которых создан из лазурита, а три – из нефрита и жадеита.

В отдельном зале находится коллекция античных артефактов. Первый раздел посвящен искусству древнего Кипра, второй – Древней Греции, третий – Древней Италии, четвертый – Риму. Среди экспонатов – образцы декоративно-прикладного искусства: сосуды из стекла и керамики, мозаики и фрагменты фресковых росписей, предметы быта, выполненные из бронзы.

В зале, где представлено искусство Северного Причерноморья, можно увидеть экспонаты, найденные при раскопках Пантикапея, столицы Киммерийского Боспора. Среди артефактов, датируемых VI-V веками до н. э., – аттические сосуды, шкатулки для хранения драгоценностей, уникальная пантикапейская ванна, декорированная фризами из пальметт, цветов лотоса. Здесь же вырезан сюжетный фриз, изображающий состязание на колесницах. Из находок, датируемых IV веком, интерес представляют чаши, покрытые черным лаком, канфар с великолепным орнаментом, оригинальные светильники. Украшением экспозиции является беломраморное изваяние головы женского божества и статуя правителя античного города Георгиппия – Неокла.

В отдельном зале, также расположенном на первом этаже Пушкинского музея, собраны экспонаты, относящиеся к Греко-римскому периоду истории Египта (IV в. до н. э. – IV в. н. э.). Здесь вы увидите расписанные гипсовые погребальные маски, точность и реалистичность исполнения которых сравнимы с классическим древнеримским скульптурным портретом, и так называемые фаюмские портреты, искусно выписанные на тончайших пластинах из кипарисовой коры темперой либо восковыми красками. В эллинистическом Египте они заменяли традиционные погребальные маски. Коптское искусство представлено эффектными ткаными изделиями – предметами одежды, светской и церковной, туниками, шалями, покрывалами, скатертями.

Один из наиболее красивых залов Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина – Греческий дворик. Здесь можно полюбоваться натуральной величины копиями статуй и рельефов Парфенона, портиками Эрехтейона и храма Гефеста в Афинах, искусно созданным макетом Акрополя.

Греческий дворик

Не менее эффектен Итальянский дворик. Оформление зала, где он расположен, повторяет стилистику внутреннего дворика роскошного флорентийского дворца Барджелло. Центральное место здесь занимают копии двух конных монументов, созданных величайшими мастерами Раннего Возрождения – Донателло и Вероккьо. В копии представлен шедевр эпохи Ренессанса – статуя Давида работы Микеланджело.

Копия статуи Давида в Итальянском дворике

Далее на первом этаже осмотрите коллекцию живописи, включающую в себя подлинные византийские иконы и работы итальянских мастеров XIII-XVI веков. Наиболее известные из представленных здесь византийских икон – «Двенадцать апостолов» и «Христос Пантократор». Среди шедевров итальянских мастеров – «Благовещение» Боттичелли, «Оплакивание Христа с монахом-кармелитом» Джованни Батиста Чима да Конельяно, «Пейзаж со сценами из жизни святых» Доссо Досси, «Дама за туалетом» Джулио Пиппи.

В соседнем зале демонстрируются оригинальные полотна немецких и нидерландских живописцев XV-XVI столетий. Гордость коллекции – картины «Бичевание Христа» немецкого художника Иоганна Кербеке, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, также являющегося представителем немецкой школы. Полюбуйтесь работами голландских художников: «Мужской портрет» Яна Госсарта, «Несение креста» Михеля Зиттов, «На рынке» Иоахима Бекелара, «Христос и самарянка» Питера Артсена.

Эпоха барокко и рококо представлена творениями итальянских живописцев XVII-XVIII веков. Эта тематическая композиция включает в себя полотна Пьетро да Кортона, Луки Джордано, Бернардо Каваллино, Панини, Каналетто, Франческо Гварди.Отдельные залы посвящены работам живописцев Испании и Франции, выполненным в XVII столетии. Полотна французских художников XVIII – начала XIX веков помещены в собственную экспозицию.

На втором этаже Пушкинского музея расположился зал, получивший название Олимпийского. Здесь демонстрируются гипсовые слепки с наиболее известных скульптур эпохи греческой классики. Среди этих выразительных экспонатов – фронтоны храма Афины Афайи, скульптурная группа, изображающая реальных героев Гармодия и Аристогитона, рельефы алтаря, известного как «трон Людовизи», в центре которого изображено сакральное рождение Афродиты из пены морской. Украшением зала являются гипсовые копии произведений великого греческого скульптора Мирона – «Дискобол» и скульптурная группа «Афина и Марсий».

В отдельном зале можно познакомиться с культурой Эгейского мира. Здесь представлены копии предметов, датируемых периодом с III тысячелетия до н. э. до VI века н. э. Тут экспонируются сосуды, найденные при раскопках древней Трои, ритуальные статуэтки жриц с острова Крит, погребальные маски из царских гробниц Микен, скульптуры Артемиды Делосской, Аполлона с острова Мелос, статуя Геры.

Отдельная экспозиция посвящена искусству греческой поздней классики и эллинизма. Тут вы увидите слепки с оригиналов работ величайших скульпторов IV-II веков до н. э. – Скопаса, Праксителя, Лиссипа, Леохара. Среди них – «Неистовая менада», «Отдыхающий сатир», «Аполлон Саврактон», статуи Афродиты Книдской, Аполлона Бельведерского.

В разделе, посвященном искусству Древней Италии и Древнего Рима, демонстрируются слепки, бронзовые отливки со скульптур, созданных в эпоху существования Римской империи. Среди экспонатов, также представленных в этом зале, – воспроизведенные в гальванопластике предметы быта римлян, а также элементы амуниции гладиаторов. Оформление самого зала создает представление о характерных для римского зодчества традициях. В интерьере сочетаются мотивы декора «Золотого дома» Нерона (I в. до н. э.) и терм Диоклетиана (рубеж III-IV веков н. э.): арки, колонны, украшенные роскошными коринфскими капителями, богато расписанный потолок.

Отдельный зал посвящен истории итальянской скульптуры XV века. Его своды украшают эффектные панно с панорамами Флоренции, Венеции, Сиены. Среди наиболее выразительных работ – копия фрагмента флорентийского Баптистерия «Райские врата», слепки с рельефов портала церкви Сан-Петронио в Болонье, копия статуи Донателло «Святой Георгий».

В особом зале, разместившемся на втором этаже Пушкинского музея, можно увидеть гипсовые копии работ величайшего мастера эпохи Возрождения – Микеланджело Буонарроти. Среди них – «Вакх», «Пьета», «Моисей», «Умирающий раб». Зал, где представлено искусство Фландрии XVII века, – один из наиболее посещаемых в Пушкинском музее. Здесь можно полюбоваться работами Рубенса, ван Дейка, Брейгеля, Снейдерса – ярчайших представителей фламандской школы живописи. В зале, посвященном гениальному нидерландскому художнику Рембрандту, представлены рисунки, офорты и шесть полотен мастера. Произведениям других голландских живописцев XVII века посвящена отдельная экспозиция.

В настоящее время Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет собой большой музейный комплекс, это настоящий «музейный городок», о котором когда-то мечтал И.В. Цветаев. Так учебный музей слепков превратился в коллекцию шедевров мирового искусства, одно из богатейших художественных собраний мира.

Официальный сайт музея: pushkinmuseum.art

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]