Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На протяжении столетий колокольня Ивана Великого, расположенная на Соборной площади Кремля, являлась главной высотной доминантой Москвы. Ее стройный силуэт сразу бросается в глаза при взгляде на кремлевскую панораму. Свой окончательный вид колокольня получила в начале XVII в. при царе Борисе Годунове: в годы его правления она была надстроена до высоты 81 метра и стала общей колокольней для всего храмового комплекса Соборной площади. Всего на колокольне Ивана Великого и звоннице находятся 22 колокола, древнейший из которых — Медведь — был отлит в 1501 году. В летний период можно подняться на смотровую галерею на высоте 25 метров, а также осмотреть колокола и музейную экспозицию, посвященную истории архитектуры Кремля. Звонница колокольни также служит выставочной площадкой, ее экспозиции относятся к разным странам и эпохам и регулярно обновляются.

Колокольня по замыслу является церковью св. Иоанна Лествичника, построенной в 1508 г. и освященной в честь небесного покровителя царя Ивана III (отсюда и ее название – «Иван Великий»). Св. Иоанн Лествичник (VI век н.э.) известен как автор «Лествицы райской» — сочинения о пути духовного очищения и восхождения души к Богу. Автором проекта колокольни стал итальянский зодчий Бон Фрязин.Он сохранил замысел первого, деревянного храма-колокольни, стоявшего на этом месте с XIV века и создал новую каменную колокольню с пространством для совершения служб. Бон Фрязин был хорошо знаком со строительством башнеобразных зданий, поскольку в средневековой Италии были широко распространены кампаниллы – отдельно стоящие колокольни.

В 1532-1543 гг. итальянский зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне звонницу. В наши дни на ней висит самый большой из действующих колоколов Москвы – Успенский, весом 64 тонны. В XVII в. была создана Филаретовская пристройка (по имени патриарха, отца Михаила Романова), которая является отличным образцом архитектуры своего времени.

В 1600 г. зодчему по имени Федор Конь удалось органично дополнить композицию и надстроить колокольню, не нарушив замысла Бон Фрязина.

Заказчик — царь Борис Годунов — захотел утвердить свое имя, украсив на века Кремль. И надо сказать, имя свое он утвердил в буквальном смысле: под куполом колокольни была сделана надпись, сохранившаяся до сих пор: «Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их». Это уникальный пример того, как надпись может играть важную роль в формировании композиции здания.

Здание получилось очень стройным: вытянутые восьмичастные объемы сужаются кверху и визуально облегчены аркадами на уровне площадок для звона. Колокольня состоит из трех ярусов, толщина стен которых доходит до 5 м. Верхний ярус переходит в круглый барабан, который декорирован поясом красивых кокошников с ложными окнами-нишами.

Стоит постройка на фундаменте из белого камня, который опирается на большое количество деревянных свай. В общей сложности, колокольня уходит под землю на 6 метров.

Колокольня Ивана Великого долгое время оставалась самым высоким зданием в Москве. Когда ближайший сподвижник императора Петра I Александр Меньшиков построил церковь Архангела Гавриила высотой в 84,4 метра (то есть на 3 метра выше), это вызвало недовольство москвичей. Поэтому, когда в Меньшикову башню попала молния, и ее верхняя деревянная часть сгорела, все сочли это божьей карой за покушение на авторитет кремлевской святыни. С колокольни и сейчас открывается прекрасный вид на исторический центр Москвы. В прошлые века, когда застройка не была такой высотной и плотной, с верхней точки колокольни, куда ведут 429 ступеней, вид открывался на 30 километров, что делало ее ключевым дозорным пунктом города. Известно, что на колокольню поднимались поэты Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

И, конечно, помимо стратегического оборонительного значения, Иван Великий был и остается главной московской звонницей. Именно с него звучал первый удар большого колокола, становившийся сигналом к началу звона по всей Москве в дни православных праздников. Эта традиция возобновилась в 90-е годы XX века. Теперь звон колоколов Ивана Великого можно услышать, например, в день праздника Пасхи. Впечатление на слушателей он производит огромное. Также колокольня является одним из музеев Московского Кремля: здесь собраны подлинные фрагменты древнего каменного декора и скульптуры, украшавшие в свое время кремлевские дворцы.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]