Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 379
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 333
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 351
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 358
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1143
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1335
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12620
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Летчики Бахиревы
Василий Андреевич Бахирев

Бахирев Василий АндреевичВ далеком I937 голу пришел Василии Бахирев в Рязанский аэроклуб, поднялся в небо и с тех пор связал свою судьбу с авиацией. После аэроклуба окончил авиационное училище летчиков имени Серова. Четыре огненных года сражался с немецко-фашистскими оккупантами, а после Победы бдительно охранял мирное небо Москвы. Теперь, расставшись с авиацией, вот уже несколько лет возглавляет Волоколамскую городскую организацию ДОСААФ. Семейную традицию продолжает сын Василия Андреевича военный летчик 1-го класса капитан Виктор Бахирев. Он тоже, как и в свое время отец, зорко стоит на страже неба столицы.

«Александр Пушкин» вылетает в бой.

...Это было в сентябре 1943 года под Спас-Демянском. Летчики, техники, механики, затаив дыхание, слушали стихотворение великого поэта «Бородинская годовщина».

        …Знакомый мир их манит вновь –

        Хмельна для них славянов кровь.

        Но тяжко будет им похмелье;

        Но долог будет сон гостей

        На тесном, хладном новоселье,

        Под злаком северных полей!...

В этот момент прозвучала команда: «Эскадрилье Горохова – воздух!». И краснозвездные истребители поднялись в небо. Первой стартовала машина с надписью на борту «Александр Пушкин». Пилотировал ее командир эскадрильи.

Крепко досталось тогда фашистам. Четыре вражеских самолета уничтожил в тот день Горохов, а всего, летая на именном самолете, – девять.

Как же сложилась фронтовая судьба Юрия Горохова, почему именно ему вручили истребитель, па фюзеляже которого было написано имя великого русского поэта?

В годы Великой Отечественной войны 65-летний пушкинист Иван Алексеевич, не имея возможности с оружием в руках участвовать в защите Отечества, решил собрать средства на постройку самолета имени великого поэта. Новикова поддержали партийная организация и общественность города Каменец-Уральский. На крупных предприятиях было проведено 10 литературных вечеров. Они открывались вступительным словом Ивана Алексеевича. Потом он читал отрывки из своих произведений «Пушкин на юге» и «Пушкин в Михайловском». На входных билетах указывалось, что сбор поступит в фонд покупки самолета «Александр Пушкин». Тысячи людей посетили эти вечера, и в июле 1943 года летчик Юрий Горохов получил дар – именной самолет «ЯК». Узнав о боевом успехе Горохова, писатель отправил на фронт телеграмму: «Прошу передать горячий привет и сердечное поздравление с заслуженной наградой капитану Юрию Горохову и всей доблестной эскадрилье. Горжусь, дорогие товарищи, вашими боевыми делами»...

...Шло время. В часть поступило несколько современных истребителей «ЯК». «Юрий Иванович, – сказал командир полка. – Будете летать на новой машине, а свою передайте своему лучшему летчику». И именной самолет принял Василий Бахирев, ведомый комэска.

И опять в надежные руки попал «Александр Пушкин». На счету Василия Бахирева уже было несколько сбитых самолетов. Немало гитлеровских солдат нашли себе могилу и от метких залпов пилота во время штурмовок.

Отсчет огненных дней Бахирев начал еще в июне сорок первого года. Поднимал в небо И-16, «Чайку». Под Ростовом был ведомым у Сергея Луганского, впоследствии прославленного аса, дважды Героя Советского Союза. Храбро сражался и под Москвой. В небе Курска делал по 7–8 вылетов в день. И всегда в крыло с Юрием Гороховым. Не раз тогда благодарил истребителей за надежное прикрытие прославленный штурмовик, ныне дважды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Николаевич Ефимов. И вот начав летать на именном самолете, Бахирев сбил еще две машины. Но война есть война, под огонь попадает и храбрый.

Группа советских бомбардировщиков шла к вражескому объекту. Их сопровождали истребители. Среди них «Александр Пушкин» Василия Бахирева. Группу перехватили «ФВ-190». Начался бой. Бахирев схватился с двумя. Одного сбил, атаковал второго, но и сам попал под удар. Ранен в голову и левую руку, но из боя не вышел, сражался, пока враг не развернулся на запад. Перетянув линию фронта, Бахирев приземлился па соседнем аэродроме. Приземлился благополучно, а очнулся в госпитале...

Расстались и больше не встречались Василий Бахирев и «Александр Пушкин». После лечения пилот воевал на другом самолете, с другим командиром, но в сердце навсегда сохранил образ комэска Героя Советского Союза, который передал Бахиреву опыт бойца, научил его военной хитрости, мастерскому ведению боя.

Отгремели военные грозы. Подвел свои итог Василий Андреевич Бахирев: 310 боевых вылетов, 57 воздушных боев, 9 сбитых самолетов лично и 5 в группе с товарищами, уничтожены железнодорожный состав с боеприпасами, много танков, другой техники. На его груди – 7 орденов и 13 медалей.

Наступил мир на советской земле. Но боевая учеба не прекращалась. Авиация осваивает новую, реактивную технику. И опять Бахирев в первых рядах. Он летает на «ЯК-15», «ЯК-17», затем на «МиГ-9», «МиГ-17». Это и ему, Василию Андреевичу Бахиреву, военному летчику 1-го класса, ведущему группу «мигов», рукоплескали на воздушном параде в Тушино. И, пожалуй, никто так не волновался за него, как Мария Александровна, его жена, боевая подруга, бывшая военная телеграфистка. Долго потом они разговаривали, думали, кем будут их сыновья Виктор и Владимир.

Судьбы военной продолженье

...По примеру отца дорогу в небо выбрал и его сын – Виктор. Сейчас он заместитель командира эскадрильи по политической части, умелый воспитатель, опытный военный боец. Узнав, что сыну присвоено звание военного летчика 1-го класса, Василий Андреевич выслал ему свой летный знак с цифрой «1». Фронтовик пожелал сыну достойно продолжать боевые традиции фронтовиков-авиаторов.

(Газета «Красная Звезда», 17 июня 1976 г.)

Капитан Виктор Бахирев, развернув бандероль, увидел знак военного летчика первого класса. Знак потемнел от времени, но от этого был еще дороже. Ведь его носил отец.

Воспоминания нахлынули и захватили Виктора. Вот они с братом Володей, затаив дыхание, слушают рассказы отца о войне, о подвигах советских летчиков, о боях, в которых участвовал.

– А что надо делать, чтобы стать летчиком? – спрашивает Виктор.

– Хорошо учиться, быть физически крепким. И главное – очень любить небо, – отвечает отец.

Окончена средняя школа. Провожая Виктора в училище. Владимир сказал: «Скоро и я приеду». Однако не приехал, на предварительном отборе не прошел медицинскую комиссию. И Виктор стал курсантом не сразу, лишь со второго года, а в первый не прошел по конкурсу, И надо сказать, чуть было крылья не опустил, спасибо отцу, поддержал в трудную минуту, поговорил, обнадежил, вселил уверенность.

Учился Виктор упорно. И высокой наградой за старательность и выдержку стал для него первый вылет на «Л-29». Товарищи уважали Виктора за скромность и смелость, за дружелюбный характер, добрую помощь в учебе, хорошую игру на гитаре.

Успешно окончено училище. На плечах погоны лейтенанта. В руках назначение. В полку лейтенанту Бахиреву предстояло освоить сверхзвуковой ракетоносец. Правда, на подобном он летал и в училище, но там было только начало. Понимая сложность предстоящих задач, Виктор старательно и глубоко готовился к полетам, обращался за помощью к старшим товарищам, к командиру звена майору В. Столбову, использовал их опыт. Он успешно освоил пилотаж по высотам, умело выполнял перехваты цели, побеждал в учебных воздушных боях. Молодого пилота ставили в пример.

Однажды Бахирева вызвал командир полка и предложил ему службу в другой авиачасти, где более совершенные и более мощные истребители. Командир сказал, что к освоению новой машины лейтенант подготовлен, нужно только желание.

– Жаль расставаться с полком, – сказал Бахирев. – Родным для меня стал, но перспектива очень заманчива, об этой машине мечтаю давно.

– В добрый путь, – сказалкомандир. И крепко пожал Виктору руку.

И Бахирев стал летать на новой машине. И опять шло хорошо, успешно. Летная натренированность, глубокое знание машины помогли однажды выйти из сложной ситуации. Нервы были напряжены до предела, но летчик взял себя в руки и сделал все, что положено, что было нужно. Полет закончился благополучно. А через неделю командир поздравил Виктора с присвоением ему звания военного летчика 1-го класса. Не только его – и других товарищей. В зале сидел Василий Андреевич. Он был счастлив. Его сын стал первоклассным пилотом, догнал своего отца. Как не радоваться, как не волноваться!

Первый класс! Это полеты в сложных метеорологических условиях – в облаках и за облаками днем и ночью, при ограниченной видимости и высоте облачности. Но какой же летчик не мечтает проверить себя на полигоне? Вот почему он ждал решения командира о допуске его к стрельбам боевыми ракетами.

– Полет на полигон, – это не обычный тренировочный полет, а настоящий экзамен, учебно-боевое задание, – предупредил командир эскадрильи. – Тренируйтесь, готовьтесь каждодневно. Не теряйте драгоценного времени.

Прошло несколько дней.

– Скоро лететь вам, Бахирев. Готовы? Проверим, – сказал командир. – Рассказывайте, как будете действовать в воздухе при встрече с целью.

Виктор доложил четко, уверенно.

И вот этот день наступил. «Неясности есть, Бахирев? Нет? В успехе уверены?»

– Уверен, товарищ подполковник.

– Отлично. Садитесь в кабину, еще раз продумайте действия в воздухе.

...До обнаружения цели Виктор был спокоен: все шло как в обычном полете на перехват. И метка на экране прицела засветилась как обычно. Ивсе-таки сердце забилось иначе: мишень была настоящая и ее надо было сбивать не условно.

Растет скорость сближения. Бахирев видит, как быстро уменьшается расстояние. «Не проскочить бы», – с опаской думает он и, уменьшив обороты двигателя, переводит локатор в нужный режим работы.

Светлая крупинка на экране ведет себя спокойно. Но пилот не спокоен. Первая боевая ракета – это не кадр фотопленки. Пустить ее мимо цели просто немыслимо. Потом, после полета, поздравляя его, товарищи спросят: «Ну, как?» – он ответит: «Нормально! Как и положено». Но это потом…

Ракетоносец приближается к точке пуска, идет, словно по заложенной в него программе. Бахирев пилотирует его осторожно, бережно, будто под крылом у него не ракета, а хрустальная чаша. Так ему кажется лучше, надежнее. Вот он задержал дыхание, не отрывая взгляда от экрана прицела, нажал боевую кнопку. И волнение кончилось. Доложил: «Пуск!». Услышал: «Мишень уничтожена!».

Едва Мария Александровна вошла в комнату, как услышала радостный голос:

– Пляши, мать! Письмо. Виктор прислал. У него все в порядке, скоро приедет в отпуск.

Читая «между строк» Василий Андреевич понял, что экзамен на полигоне выдержан, что победа в учебном бою одержана. Подумал: «А что, если бой настоящий, с реальным противником? Как поведет себя Виктор? Выдюжит?». Ответил: «Конечно, он же мой сын!».

Василий Андреевич и Мария Александровна склонились над письмом. Читали и гордились, гордились сыном – достойным защитником Родины.

Протасов, Ю. Летчики Бахиревы / Ю. Протасов // Заветы Ильича. – 1978. – 29 июля.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]