Новинки

Беллетристика

Фев 11, 2021 89
беллетристика
Аберкромби, Джо. Герои : роман / Д. Аберкромби ; [пер. с англ. А. Шабриной; ил. А.…

Литература non fiction

Фев 11, 2021 106
Литература non
Аль-Халили, Джим. Квант. Путеводитель для запутавшихся / Д. Аль-Халили ; [пер. с англ.…

Книги для детей и подростков

Фев 11, 2021 122
детская
Абгарян, Наринэ. Счастье Муры / Н. Абгарян ; [ил. О. Громовой]. - Москва : АСТ, 2020. -…

Рекомендуем

Книжный анонс

Фев 24, 2021 77
«Феномен Александра Невского. Русь XIII века между Западом и Востоком»
Вадим Долгов, «Феномен Александра Невского. Русь XIII века между Западом и Востоком»

Афиша

afs

Борис Андреевич -*-

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 6877
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Напишите нам:

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение

Памятные даты

Мы в соцсетях

vk
vk
Ok
you
fac

Партнёры

1 1 1 3
Центральные библиотеки субъектов РФ  88x31 0202
1_4  polpred
НЭБ  Национальная электронная детская библиотека
Русская история 
12

Далее

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пётр Андреевич Вяземский

Пётр Андреевич Вяземский-русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. Сооснователь и первый председатель Русского исторического общества, действительный член Академии Российской, ординарный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Камергер, тайный советник, обер-шенк. Отец историка литературы и археографа Павла Вяземского. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина; «их переписка - сокровищница остроумия, тонкой критики и хорошего русского языка».

Пётр Андреевич Вяземский родился 12 июля 1792 года в Москве, в состоятельной семье князя Андрея Ивановича Вяземского. Мать, ирландка Дженни Квин (впоследствии Евгения Ивановна), встретилась с отцом поэта, когда тот путешествовал по Европе. В Москву князь вернулся уже с невестой, а через некоторое время родился наследник Петр. По такому случаю Андрей Иванович приобрел под Москвой село Остафьево, где вскоре началось строительство двухэтажного дома (в наше время там расположен музей «Русский Парнас»).

Дом Вяземских в Москве

Дом Вяземских в Москве

В десятилетнем возрасте мальчик уже остался без матери. Суровый отец воспитывал сына, применяя жесткие методы. Например, мог отправить Петра ночью одного в рощу, или заставлял самостоятельно учиться плавать в приусадебном пруду. Таким образом, он прививал, как он считал, трусоватому сыну дисциплину и закалял его волю.

В 1805 году Петр был определен в иезуитский пансион Петербурга. На следующий год он продолжает обучение в благородном пансионе Петербургского пединститута. Здесь, в отсутствие родительского контроля, Пётр стал проводить время с людьми сомнительного поведения. Все чаще случались прогулы занятий. Узнав об этом, отец перевел его на домашнее обучение, наняв самых лучших московских профессоров.

К точным наукам у юноши не было ни тяги, ни способностей, но его так увлекли история и литература, что ради чтения он быстро овладел несколькими языками, и вскоре уже зачитывался Вольтером, Расином и Ломоносовым. В это же время совершаются робкие попытки самостоятельного сочинительства.

Через некоторое время князь Андрей выдал замуж свою внебрачную дочь Екатерину Колыванову. Ее избранником стал Н.А. Карамзин. После свадьбы молодые супруги перебрались в Остафьево, где вскоре начали устраивать литературные вечера с участием В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И.И. Дмитриева и других знаменитостей. Четырнадцатилетний Пётр с восхищением наблюдал за собраниями «властителей дум».

После смерти князя Андрея наставником Петра стал Н.А. Карамзин. Его влияние послужило формированию у Вяземского определенного литературного вкуса. Через некоторое время он становится соратником будущих «арзамасцев».

В 1812 году Вяземский воевал в ополчении, и принял участие в Бородинском сражении. В 1818 году он отправляется в Европу в качестве чиновника, но вскоре попадает в опалу. В 1821 году живет в Москве под надзором полиции. Оппозиционные взгляды выразились в стихотворениях того периода «Петербург» и «Негодование».

Своими меткими эпиграммами Вяземский воевал с членами «Беседы любителей русского слова», на страницах «Литературной газеты» и других изданий он защищал авторов, которых обвиняли в «литературном аристократизме».

Выступая в качестве критика, поэт продвигал становление романтизма. Об этом свидетельствуют его статьи, написанные в 20-е годы о Жуковском и Пушкине. Более 20 лет продолжалась работа над первой российской монографией о Д.И. Фонвизине.

Поэзия Вяземского в период с 1810 по 1820 годы несет в себе элементы дружеских посланий и элегий – «Первый снег», «Уныние». В целях разнообразия поэтического языка он использует бытовую разговорную лексику, чем идет вразрез со школой гармонического стиха А.С. Пушкина.

Совсем иначе звучат стихи позднего периода, в частности, послепушкинского. Ноты необратимости времени и трагизм мировосприятия усугублялся семейными несчастьями. Безвременные уходы семерых детей подвели поэта к темам памяти об ушедших, одиночества и душевной пустоты. Это хорошо отразилось в стихотворениях «Все сверстники давно уж на покое», «Я пережил и многое и многих» и других.

Вместе с тем, все поэтические терзания происходят на фоне растущей карьеры. Ступенька за ступенькой приближает его сначала к должности товарища министра народного просвещения, затем члена Главного управления цензуры и, наконец, в 1859 году – члена Государственного совета.

Но этот подъем не может загасить в нем оппозиционный огонь. Установки поэта не меняются, он идеализирует времена своей молодости, и демонстративно отвергает все новое, начиная от нигилистов и заканчивая славянофилами.

Поэзия Вяземского представлена в основном малыми жанрами, это элегии, короткие стихотворения, послания. Есть в копилке его творчества и эпиграммы, и стихи о любви к Родине.

Шуточные произведения высмеивали различные пороки, а стихи, написанные во время путешествий, явились отражением этой темы. Поздние стихотворения – это размышления о жизни и смерти, об одиночестве.

В 1820 году было написано стихотворение «Негодование», изобличающее самодержавие. Пребывая в Польше, поэт вдохновился ее политической системой правления и, по возвращению в Россию решил обсудить этот вопрос с Александром I. Император принял Вяземского, но менять консервативную политику отказался. Протестом этому послужило написание «Негодования».

Стихотворение «Москва» может олицетворять эталон изящества и богатства выразительных средств. Написанное в 1868 году, оно поражает огромным чувством к родному городу поэта, который он сравнивает со святыней. Произведение можно назвать последним гимном человека городу в финале жизни.

Против «закручивания гаек» и всеобщей цензуры в резкой форме высказался поэт в стихотворении «Русский бог». Написано оно было в 1828 году, в эпоху правления Николая I, и жестко изобличает недостатки и несовершенства того времени.

В последние годы Вяземский мучился духовным упадком, физическое истощение усугублялось бессонницей и нервными расстройствами. Скончался литератор в Баден-Бадене 22 ноября 1878 года. Тело было перевезено в Петербург, и захоронено Александро-Невской лавре.