Новинки

Беллетристика

Фев 11, 2021 89
беллетристика
Аберкромби, Джо. Герои : роман / Д. Аберкромби ; [пер. с англ. А. Шабриной; ил. А.…

Литература non fiction

Фев 11, 2021 106
Литература non
Аль-Халили, Джим. Квант. Путеводитель для запутавшихся / Д. Аль-Халили ; [пер. с англ.…

Книги для детей и подростков

Фев 11, 2021 122
детская
Абгарян, Наринэ. Счастье Муры / Н. Абгарян ; [ил. О. Громовой]. - Москва : АСТ, 2020. -…

Рекомендуем

Книжный анонс

Фев 24, 2021 76
«Феномен Александра Невского. Русь XIII века между Западом и Востоком»
Вадим Долгов, «Феномен Александра Невского. Русь XIII века между Западом и Востоком»

Афиша

afs

Борис Андреевич -*-

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 6877
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Напишите нам:

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение

Памятные даты

Мы в соцсетях

vk
vk
Ok
you
fac

Партнёры

1 1 1 3
Центральные библиотеки субъектов РФ  88x31 0202
1_4  polpred
НЭБ  Национальная электронная детская библиотека
Русская история 
12

Далее

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дрезденская картинная галерея – собрание подлинных жемчужин живописи XV-XVIII столетий. Она располагается в старинном дворцовом комплексе Цвингер, в историческом центре Дрездена, столицы немецкой земли Саксония. Достопримечательность также известна как Галерея старых мастеров.

Дрезденская картинная галерея

Первоначально картины украшали дворец саксонских курфюрстов, затем под экспозицию приспособили одно из помещений Цвингера, а в середине XIX века для галереи выстроили отдельное двухэтажное здание с анфиладами залов, в которых шедевры можно осмотреть и по сей день. Настоящими сокровищами Дрезденской галереи являются полотна мастеров эпохи Возрождения. Здесь экспонируются работы голландских художников Рембрандта ван Рейна и Якоба ван Рейсдала, немецких живописцев Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна, Лукаса Кранаха. Живопись художников других стран Европы представляют полотна Эль Греко, Веласкеса и множества прочих мастеров. Кроме живописи, в галерее собраны старинные тканые гобелены, пастели и миниатюры.

Галерея в Дрездене значится в престижном перечне самых известных художественных музеев на планете. В рейтинге музеев Германии она уступает лишь Берлинским собраниям. Галерею старых мастеров в Дрездене ежегодно посещает более полумиллиона ценителей искусства.

История галереи

Коллекционирование произведений искусства было страстью могущественного правителя Саксонии Августа II Сильного, носившего также титулы короля Польши и Великого князя Литовского. Этот монарх правил на рубеже XVII и XVIII столетий, в этот период сложилось и ядро его художественного собрания, ставшее основой современной Дрезденской картинной галереи. Наследный принц, со временем занявший трон отца под именем Августа III, приумножил коллекцию новыми приобретениями картин знаменитых живописцев. В 1746 году Август III купил в Италии около сотни картин, украшавших дворец Франческо III Д’Эсте, герцога Модены и Реджо. Среди них были редчайшие полотна художников эпохи Возрождения, произведения мастеров, творивших в период барокко и классицизма. Но самым удачным приобретением саксонского курфюрста стала картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна», написанная в начале XVI века и хранившаяся в одном из монастырей в Италии.

Художественное собрание саксонских курфюрстов, значительно пополнившееся при этом покровителе искусств, снискало европейскую славу. Но бесценные картины, переполнявшие интерьеры королевского дворца, были недоступны широкой публике. Настало время поместить эти сокровища в специальную галерею. Было решено возвести ее в дворцовом комплексе Цвингер. Проект здания создал выдающийся немецкий архитектор Готфрид Земпер. Несмотря на то, что фасады галереи выполнены в стиле неоренессанса, здание гармонично вписалось в барочную стилистику архитектурного комплекса.

Строительство здания завершилось в 1855 году. Теперь увидеть художественные сокровища могли все желающие. Первыми посетителями стали дрезденские бюргеры, приводившие полюбоваться картинами свои семьи. Сохранились свидетельства, что единственным условием для туристов середины XIX века был дресс-код: посетители были обязаны являться в галерею в «приличной одежде». Но не следует думать, что для простых европейских горожан картины знаменитых художников были диковинкой. Многие живописцы черпали сюжеты своих произведений в бытовой среде и выполняли заказы не только богатых аристократов, но и зажиточных купцов, ремесленников. Например, выставленные в Дрезденской галерее картины так называемых «малых голландцев», писавших полотна небольшого размера, некогда украшали гостиные ткачей или столяров. Известно, что одна из картин Вермеера в свое время висела в доме амстердамского булочника.

Немецкие национал-социалисты, пришедшие к власти в Германии в 1933 году во главе с Адольфом Гитлером, заразили страну идеологией нацизма. Часть картин Дрезденской галереи объявили «вырожденческими и идеологически вредными», и вскоре эти произведения были уничтожены. Много полотен, понравившихся лидерам фашистов, перекочевали в их роскошные апартаменты.

Здание галереи катастрофически пострадало во время Второй мировой войны. В апреле 1945 года оно попало под бомбежку самолетов союзных войск. Большинство картин было заблаговременно вывезено и спрятано, но оставшиеся полотна, в основном, большого формата, уничтожил пожар. Когда Дрезден был очищен от войск вермахта советской армией, спрятанные картины были обнаружены в близлежащих горных выработках. Среди них была изрядно поврежденная сыростью «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Находки доставили в реставрационные мастерские Москвы, Ленинграда и Киева. В июне 1956 года советский лидер Никита Хрущев вернул спасенные произведения искусства в Дрезден.

Восстановление здания Дрезденской галереи завершилось в 1960 году, но и в последующие годы в музее велись масштабные реставрационные работы. После очередной реконструкции, проведенной несколько лет назад, внутреннее оформление залов претерпело кардинальные изменения. Внешняя роскошь королевского Цвингера остается за порогом галереи. Интерьеры оформлены подчеркнуто сдержанно, здесь ничто не отвлекает от созерцания полотен, развешанных на однотонных стенах.

Шедевры Дрезденской галереи

В каталоге Дрезденской картинной галереи значится около 1500 произведений, но экспозиционные площади позволяют демонстрировать не более 450 из них. Время от времени несколько полотен отправляются в запасники, их место занимают другие картины коллекции. Из-за бликов освещения некоторые картины, размещенные в верхнем ряду, под потолками, бывает трудно разглядеть. Но приходит время изменения экспозиции, и эти полотна перемещают на более выгодную для осмотра площадку, так что туристы при повторном посещении музея имеют все шансы сделать для себя новое открытие работ любимых художников.

А сейчас мы познакомимся с несколькими знаменитыми художников разных стран и эпох, которые никогда не покидают экспозицию Дрезденской галереи.

«Сикстинская Мадонна»
«Сикстинская Мадонна»

Изображение Богородицы с младенцем Иисусом на руках Рафаэль написал около 1513 года для бенедиктинского монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Перед ступающей из облаков Мадонной склоняются небесные покровители Пьяченцы – Святая Варвара и Святой Сикст. По преданию, моделью для изображения Царицы небесной послужила красавица Форнарина, натурщица и возлюбленная художника. Персонажами легенд стали и два прелестных ангелочка, восхищенно глядящие на Мадонну. Говорят, на образы этих херувимов Рафаэля вдохновили деревенские дети, завороженно рассматривавшие витрину со сладостями в городской булочной.

Более двух столетий картина, висящая над алтарем провинциального монастыря, не была широко известна. Но однажды ее обнаружили агенты короля Саксонии, скупавшие для него произведения искусства по всей Европе. Курфюрст Август III несколько лет вел переговоры с папой Бенедиктом XIV, добиваясь разрешения купить и вывезти эту картину в Дрезден. Наконец, в 1754 году переговоры увенчались успехом. Венценосный ценитель живописи приобрел полотно Рафаэля за колоссальную сумму, соответствующую 70 золотым слиткам весом по одному килограмму. Это была крупнейшая в истории сумма, заплаченная за художественное произведение. Место картины над монастырским алтарем заняла качественная копия.

Говорят, король Август любил часами рассматривать это полотно великого живописца. Он даже велел передвинуть свой трон, чтобы созерцать Мадонну в наиболее выгодном ракурсе. Сегодня ценители живописи имеют возможность по-королевски расположиться на удобных кожаных диванах, установленных в центре многих залов Дрезденской галереи, и с комфортом любоваться потрясающими работами.

«Дрезденский алтарь»
«Дрезденский алтарь»

В апреле 1496 года саксонский курфюрст Фридрих III посетил Нюрнберг. Во время этого визита он заказал несколько работ великому немецкому художнику Альбрехту Дюреру. В Дрезденской галерее можно познакомиться с некоторыми из них. Здесь представлены картины на христианскую тематику, предназначенные для королевской часовни и написанные на деревянных панелях, – алтарный триптих, получивший название «Дрезденский алтарь», и семь панелей с аллегорическими изображениями семи смертных грехов.

«Девушка с письмом»
«Девушка с письмом»

«Девушка с письмом» – полотно кисти художника Яна Вермеера, одного из крупнейших живописцев Золотого века голландского искусства. Работа создана предположительно в 1657 году. Известно, что картина была продана на Амстердамском аукционе в 1772 году за 110 флоринов. На полотне изображена девушка, читающая у открытого окна письмо от любимого. Почему же именно от него? Ведь на картине ничто не указывает на содержание послания, разве что легкая улыбка на устах читательницы. Намек на любовный сюжет скрыт под слоем краски. Исследование картины в рентгеновских лучах засвидетельствовало, что живописец планировал изобразить за окном Амура, но по какой-то причине так и не написал бога любви. Художник владел секретом особого изображения света, падающего из нескольких источников и выделяющего центрального персонажа сюжета, сосредотачивая внимание зрителя на лице девушки, обращенном в профиль. Еще одно интересное наблюдение: на этой картине Яна Вермеера изображена та же комната, что и на его полотне «Спящая девушка», хранящемся в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Похоже, что и ваза с фруктами, стоящая на столе, использована в обеих картинах.  Вермеер поражает и невероятно тщательной проработкой деталей. На платье девушки видна каждая складка, в полутенях и бликах отражается фактура оконного стекла и легкой бронзовой решетки, а на зеленой портьере в интерьере комнаты можно различить отдельные ворсинки шерстяной ткани.

«Шоколадница»
«Шоколадница»

На одной из самых известных картин художника Жана-Этьена Лиотара изображена молодая немецкая горничная, несущая на подносе чашку горячего шоколада. Она известна как «Венская шоколадница» или просто «Шоколадница». Картина была написана в 1744 году на листе пергамента темперой и выставлена в одной из галерей Венеции. Уже в следующем году ее купил для Дрезденского собрания граф Франческо Альгаротти, доверенное лицо саксонского курфюрста. В сопроводительном письме граф написал: «Это самая восхитительная пастель из всех, которые я видел». Сегодня прелестная «Шоколадница» обращает на себя внимание креативной презентацией перед зрителями. Ей отведен зал, при входе в который ощущается характерный аромат горячего шоколада.